Толерантность...
Разумеется в самом понятии толерантность нет
решительно ничего плохого. Его суть такова... свойство по значению прил.
толерантный; терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям,
чувствам, верованиям, мнениям, идеям и т. п. Толерантность в отношении людей, которые
отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что
истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды.
Первые достоверные проявления толерантности в
плане веротерпимости и расовой терпимости, я бы отнес ко временам Татаро-монгольских
завоеваний. Во всяком случае по масштабам таких проявлений в рамках
государственной политики и по достоверности актуальных свидетельств соответствующего
периода времени, аналогов найти невозможно.
В 1253-м году, монах-францисканец, Гильом де
Рубрук, по поручению французского короля Людовика IX , совершил путешествие ко
двору правителя татар Менгу-хана. После которого составил достаточно подробный
отчет.
Из которого, хоть и составленного для возможно подробного описания именно выполняемого поручения, хорошо вырисовывается беспримерная дипломатическая политика, направленная на объединение представителей разных народов и конфессий в единой империи. Де Рубрук, с недопониманием человека незнающего подобных взаимоотношений, писал.- (Что касается до Сартаха, то я не знаю, верует ли он во Христа или нет. Знаю только то, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан. Именно он живет на пути христиан, то есть русских, валахов (Blacorum), булгар Малой Булгарии, солдайнов, керкисов и аланов, которые все проезжают через его область, когда едут ко двору отца его, привозя ему подарки; отсюда он тем более ценит христиан. Однако, если бы явились сарацины и привезли больше, их отправили бы скорее. Он имеет также около себя священников-несториан, которые ударяют в доску и поют свою службу. У Бату есть еще брат по имени Берка, пастбища которого находятся в направлении к Железным воротам, где лежит путь всех сарацинов, едущих из Персии и из Турции; они, направляясь к Бату и проезжая через владения Берки, привозят ему дары. Берка выдает себя за сарацина и не позволяет есть при своем дворе свиное мясо). Конечно со временем францисканец достаточно адаптируется к необычному порядку и перестает удивляться пестрому соседству. Впрочем не переставая конечно отстаивать свои убеждения. И даже участвует в импровизированных состязаниях.- ( Господин наш посылает нас к вам с такими словами: вы здесь христиане, сарацины и туины(буддисты). И каждый из вас говорит, что его закон лучше и его письмена, то есть книги, правдивее. Поэтому хан желал бы, чтобы вы все собрались воедино и устроили сравнение [закона]; пусть каждый напишет свое учение (dicta) так, чтобы хан мог узнать истину) (Он (Менгу-хан) приказывает, чтобы никто под угрозой смертной казни не смел говорить едких или оскорбительных для другого слов и чтобы никто не устраивал смуты, могущей помешать этому делу). В принципе Рубрук же, вполне внятно объясняет и причины, создавшие возможность такого толерантного отношения.- (Хан спросил у толмача, что я сказал, и тот перевел ему. Затем он (Менгу-хан) начал исповедовать мне свою веру. «Мы, моалы, — сказал он, — верим, что существует только единый Бог, Которым мы живем и Которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце». Тогда я сказал: «Он Сам воздаст за это, так как без Его дара этого не может быть». Он спросил, что я сказал; толмач сказал ему; тогда он прибавил: «Но как Бог дал руке различные пальцы, так Он дал людям различные пути).
Из которого, хоть и составленного для возможно подробного описания именно выполняемого поручения, хорошо вырисовывается беспримерная дипломатическая политика, направленная на объединение представителей разных народов и конфессий в единой империи. Де Рубрук, с недопониманием человека незнающего подобных взаимоотношений, писал.- (Что касается до Сартаха, то я не знаю, верует ли он во Христа или нет. Знаю только то, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан. Именно он живет на пути христиан, то есть русских, валахов (Blacorum), булгар Малой Булгарии, солдайнов, керкисов и аланов, которые все проезжают через его область, когда едут ко двору отца его, привозя ему подарки; отсюда он тем более ценит христиан. Однако, если бы явились сарацины и привезли больше, их отправили бы скорее. Он имеет также около себя священников-несториан, которые ударяют в доску и поют свою службу. У Бату есть еще брат по имени Берка, пастбища которого находятся в направлении к Железным воротам, где лежит путь всех сарацинов, едущих из Персии и из Турции; они, направляясь к Бату и проезжая через владения Берки, привозят ему дары. Берка выдает себя за сарацина и не позволяет есть при своем дворе свиное мясо). Конечно со временем францисканец достаточно адаптируется к необычному порядку и перестает удивляться пестрому соседству. Впрочем не переставая конечно отстаивать свои убеждения. И даже участвует в импровизированных состязаниях.- ( Господин наш посылает нас к вам с такими словами: вы здесь христиане, сарацины и туины(буддисты). И каждый из вас говорит, что его закон лучше и его письмена, то есть книги, правдивее. Поэтому хан желал бы, чтобы вы все собрались воедино и устроили сравнение [закона]; пусть каждый напишет свое учение (dicta) так, чтобы хан мог узнать истину) (Он (Менгу-хан) приказывает, чтобы никто под угрозой смертной казни не смел говорить едких или оскорбительных для другого слов и чтобы никто не устраивал смуты, могущей помешать этому делу). В принципе Рубрук же, вполне внятно объясняет и причины, создавшие возможность такого толерантного отношения.- (Хан спросил у толмача, что я сказал, и тот перевел ему. Затем он (Менгу-хан) начал исповедовать мне свою веру. «Мы, моалы, — сказал он, — верим, что существует только единый Бог, Которым мы живем и Которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце». Тогда я сказал: «Он Сам воздаст за это, так как без Его дара этого не может быть». Он спросил, что я сказал; толмач сказал ему; тогда он прибавил: «Но как Бог дал руке различные пальцы, так Он дал людям различные пути).
Однако, не смотря на интереснейшие исторические
явления, нас все же интересует суровая современность. И хоть мы и можем видеть
сквозь время, что попытка примирить разные конфессии и народы, через закон, когда-то
уже проваливалась, совершенно ясным остается то, что сосуществовать людям все
же надо, и желательно мирно. Потому принцип взаимного уважения, не взирая на
возможную разницу, как способ безубийственного выхода, просто безальтернативен.
Но! В современном представлении, даже такая благая
вещ, смогла таки обрести свою темную сторону. Объяснюсь... Дело в том, что
терзающие народы и культурные группы противоречия, возникали в истории
спонтанно, но не на пустом месте, а в результате схождения в условиях
становящейся тесной, земли, характерных особенностей различных групп, образовавшихся
в условиях достаточно обособленного, замкнутого эволюционирования, на
протяжении длительного времени. И природные заслоны, на пути глобализации,
имеющие целью максимально исключить размывание регионально идеальных
результатов её работы, оказались видимо прочнее чем смогли себе это
представить, гуманисты просвещенной эпохи. Не потому ли сейчас понятие
толерантность, применяется только в радикальных формах? И оно, либо отвергается
совершенно, либо применяется крайне утрировано. И конечно агрессивное отношение
к чуждым взглядам на жизнь, как и ко внешним различиям, это ошибка и зло,
мешающие человечеству мирно существовать в своей колыбели. Но сверх толерантное
отношение, выходящее на уровень национальной доктрины, в виде не только понуждения
к терпимости, но и к принятию всего, что может быть воспринято как национальная
или даже индивидуальная особенность. В таком разрезе, это просто бомба,
способная не только сорвать вышеупомянутые барьеры и в том числе и прочие,
представляющие собой любые сдерживающие начала цивилизованного человечества, но
и уничтожить стандартные средства его мотивации! И этим человечество, просто
убить!
И вообще, кто и когда, умудрился включить в это понятие, ещё и терпимость к порокам?
И вообще, кто и когда, умудрился включить в это понятие, ещё и терпимость к порокам?
Кстати! У слова толерантность, есть и другое
значение.- физиол. отсутствие или ослабление реакции на какой-либо
неблагоприятный фактор, снижение чувствительности к его воздействию на организм........
Анатолий Каракулов.
Анатолий Каракулов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий